Муниципальный земельный контроль
на территории Куртамышского муниципального округа Курганской области
Муниципальный земельный контроль – это деятельность, осуществляемая органами местного самоуправления в целях обеспечения земельного правопорядка посредством принятия мер по предотвращению, выявлению и пресечению нарушений земельного законодательства в границах муниципальных образований, обеспечения соблюдения организациями независимо от их организационно-правовых норм и форм собственности, а также индивидуальными предпринимателями и физическими лицами требований использования земли.
Рост населенных пунктов и соответственно увеличение площадей использования земель под застройку увеличили и количество городских землепользователей и, следовательно, увеличили значение земельного контроля в населенных пунктах. Земли населенных пунктов все чаще становятся объектами различных правонарушений, в том числе самовольного захвата. Сложившаяся ситуация обязывает к взаимодействию по усилению контроля за их использованием со стороны как государственных органов, так и органов местного самоуправления и общественности.
Пpи оcущеcтвлении муниципального земельного контpоля выявляютcя факты неcоблюдения земельного законодательcтва и тpебований по иcпользованию земель:
- cамовольное занятие земельных учаcтков или иcпользование их без офоpмленных в уcтановленном поpядке документов;
- загpязнение и захламление земельных учаcтков;
- иcпользование земельного участка не по целевому назначению, либо неиспользование по целевому назначению;
- не использование земельного участка.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" до 2030 года не будут проводиться плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки по видам контроля, регулируемым Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», за исключением ограниченного перечня объектов, в отношении которых проверочные мероприятия запланированы органами Роспотребнадзора, МЧС, Ростехнадзора и Россельхознадзора.
Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, внеплановые проверки будут проводятся при условии согласования с органами прокуратуры:
при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан;
при непосредственной угрозе обороне страны и безопасности государства, по фактам причинения вреда обороне страны и безопасности государства;
при непосредственной угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера, по фактам возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера;
при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований в отношении объектов чрезвычайно высокого и высокого рисков, на опасных производственных объектах I и II класса опасности, на гидротехнических сооружениях I и II класса, или индикаторов риска, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, или индикаторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера;
в случае необходимости проведения внеплановой выездной проверки в связи с истечением срока исполнения предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера. Внеплановая выездная проверка проводится исключительно в случаях невозможности оценки исполнения предписания на основании документов, иной имеющейся в распоряжении контрольного (надзорного) органа информации.
Отношения по организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля регламентированы Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 248-ФЗ).
Виды контрольных (надзорных) мероприятий определены ст. 56 Федерального закона № 248-ФЗ, в соответствии с которой к их числу относятся контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия. Так, без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся наблюдение за соблюдением обязательных требований и выездное обследование.
Под наблюдением за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) понимается сбор, анализ данных об объектах контроля, имеющихся у контрольного (надзорного) органа, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах, данных из сети «Интернет», иных общедоступных данных, а также данных, полученных с использованием работающих в автоматическом режиме технических средств фиксации правонарушений, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи.
Выездным обследованием является контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое в целях оценки соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований по месту нахождения (осуществления деятельности) организации (ее филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), месту осуществления деятельности гражданина, месту нахождения объекта контроля, при этом не допускается взаимодействие с контролируемым лицом. Срок проведения выездного обследования одного объекта (нескольких объектов, расположенных в непосредственной близости друг от друга) не может превышать один рабочий день, если иное не установлено федеральным законом о виде контроля.
Контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия проводятся на основании заданий уполномоченных должностных лиц контрольного (надзорного) органа и не требуют информирования контролируемого лица, а также согласования с органами прокуратуры.
По результатам проведения контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия предусмотрено составление акта и его последующее направление в адрес контролируемого лица (ч. 2 ст. 88 Федерального закона № 248-ФЗ).
Исходя из положений п. 2 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 08.03.2022 № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Правительству Российской Федерации предоставлены полномочия по принятию в 2022 году решений, устанавливающих особенности организации и осуществления видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в отношении которых применяются положения Федерального закона № 248-ФЗ, в том числе в части введения моратория на проведение проверок, контрольных (надзорных) мероприятий.
В целях реализации указанного полномочия Правительством Российской Федерации издано постановление от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее – постановление № 336).
В соответствии с п. 7 постановления № 336 выдача предписаний по итогам проведения контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом не допускается. Аналогичным образом п. 9 постановления № 336 исключена возможность привлечения контролируемого лица к административной ответственности по результатам проведения таких мероприятий.
Таким образом, в условиях нового правового регулирования по результатам контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия может быть принято одно из следующих решений: о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом; об объявлении предостережения; о выдаче рекомендаций по соблюдению обязательных требований, проведении иных мероприятий, направленных на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Основными нарушениями, выявленными в результате муниципального земельного контроля, является самовольный захват земель, использование земельных участков без правоустанавливающих документов, использование земельных участков не поцелевому назначению и не использование земельного участка.
Выявление в результате контрольных (надзорных) мероприятий и устранение нарушений в области земельных отношений оказывает положительное влияние на социально-экономическое развитие округа.
-
Во-первых, земля как основной природный ресурс и основное средство производства используется по целевому назначению.
-
Во-вторых, земля как территориальный базис и объект недвижимости имеет границы и зарегистрированные права, что обеспечивает гарантии граждан на земельные участки.
-
В-третьих, земля как объект налогообложения приносит доход.
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ.
КАК НЕ СТАТЬ НАРУШИТЕЛЕМ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА?
Напоминаем, что использование государственной или муниципальной земли в Российской Федерации является платным, а лица, использующие ее в своей деятельности, обязаны уплачивать земельный налог либо арендную плату.
Заблуждение относительно возможности занятия пустующих земельных участков без соответствующих документов приводит к тому, что нарушители могут быть привлечены к административной ответственности за самовольное занятие земельного участка в рамках осуществления муниципального земельного контроля.
Традиционными формами осуществления муниципального земельного контроля являются плановые и внеплановые проверки. На плановые проверки в 2022 г. был введен мораторий, который продлен до 2030 г. Профилактические контрольные (надзорные) мероприятия приобрели особую актуальность в период действия моратория на плановые и почти все внеплановые проверки.
Практика проведения контрольных (надзорных) мероприятий показывает, что наиболее распространенным нарушением земельного законодательства является самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, также иcпользование земельного участка не по целевому назначению, либо неиспользование по целевому назначению; не использование земельного участка.
Жители часто используют пустующие земельные участки, подвигая свои заборы, размещая на "ничейной" земле хозяйственные постройки, бани, гаражи, коровники, складируя там стройматериалы, различный инвентарь. При этом они и не задумываются о том, что становятся нарушителями законодательства.
Но! Земля "ничьей" не бывает: земельные участки, не находящиеся в частной собственности, принадлежат государству.
Чтобы избежать неприятностей, связанных с нарушением земельного законодательства, необходимо оформить право собственности на землю в законном порядке.
Чтобы не допустить нарушение, каждому землепользователю нужно положительно ответить на несколько вопросов:
- Есть ли документы, подтверждающие право владения или пользования земельным участком?
- Зарегистрированы ли права на земельный участок в установленном порядке?
- Используется ли земельный участок в установленных границах? Соответствует ли используемая фактическая площадь территории площади земельного участка, указанной в правоустанавливающем документе? Расположены ли все используемые постройки и ограждение в границах земельного участка?
Проверьте свои документы на землю!
ПРОЕКТ ФОРМЫ ПРОВЕРОЧНОГО ЛИСТА
Общественное обсуждение проекта формы проверочного листа, применяемого при осуществлении муниципального земельного контроля
Обращаем внимание, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.10.2021 № 1844 «Об утверждении требований к разработке, содержанию, общественному обсуждению проектов форм проверочных листов, утверждению, применению, актуализации форм проверочных листов, а также случаев обязательного применения проверочных листов», разработанный контрольным органом проект формы проверочного листа (список контрольных вопросов), применяемый при осуществлении муниципального земельного контроля на территории Куртамышского муниципального округа Курганской области (далее – проверочный лист) подлежит общественному обсуждению.Общественное обсуждение проводится с 17.01.2022 года по 04.02.2022 года.
В целях общественного обсуждения проекта форма проверочного листа размещена на официальном сайте Администрации Куртамышского муниципального округа Курганской области в сети «Интернет» в разделе «Округ - Экономика - Земельные отношения - Муниципальный земельный контроль».
В срок не позднее 4 февраля 2022 года возможно направить предложения по проекту на адрес электронной почты: szo21279@mail.ru
Проект формы проверочного листа доступен по ссылке
РЕЗУЛЬТАТЫ общественного обсуждения
В соответствии со статьей 53 Федерального закона от 31 июля 2021 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2021 года № 1844 «Об утверждении требований к разработке, содержанию, общественному обсуждению проектов форм проверочных листов, утверждению, применению, актуализации форм проверочных листов, а также случаев обязательного применения проверочных листов», Администрацией Куртамышского муниципального округа Курганской области размещена информация о проведении общественного обсуждения проекта формы проверочного листа, применяемого при осуществлении муниципального земельного контроля.
Период общественного обсуждения с 17.01.2022 года по 04.02.2022 года.
В период общественного обсуждения предложения в отношении указанного проекта программ профилактики не поступали.
ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ
профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
при осуществлении муниципального земельного контроля
Общественное обсуждение проекта программы профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям на 2024 год проводится в период с 1 октября 2023 года по 1 ноября 2023 года
Проект программы профилактики подготовлен в соответствии со статьей 44 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. № 990 «Об утверждении правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям».
Предложения по проекту программы можно направить на адрес электронной почты kurtekonom@yandex.ru
Проект программы профилактики на 2024 год доступен по ссылке
РЕЗУЛЬТАТЫ общественного обсуждения
В соответствии со статьей 53 Федерального закона от 31 июля 2021 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. № 990 «Об утверждении правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям» Администрацией Куртамышского муниципального округа Курганской области размещена информация о проведении общественного обсуждения проекта программы профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям на 2024 год.
Период общественного обсуждения с 01.10.2023 года по 01.11.2023 года.
В период общественного обсуждения предложения в отношении указанного проекта программ профилактики не поступали.
ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ
профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
при осуществлении муниципального земельного контроля
Общественное обсуждение проекта программы профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям на 2025 год проводится в период с 1 октября 2024 года по 1 ноября 2024 года.
Проект программы профилактики подготовлен в соответствии со статьей 44 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. № 990 «Об утверждении правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям».
Предложения по проекту программы можно направить на адрес электронной почты kurtekonom@yandex.ru
Проект программы профилактики на 2025 год доступен по ссылке
РЕЗУЛЬТАТЫ общественного обсуждения
В соответствии со статьей 53 Федерального закона от 31 июля 2021 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. № 990 «Об утверждении правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям» Администрацией Куртамышского муниципального округа Курганской области размещена информация о проведении общественного обсуждения проекта программы профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям на 2025 год.
Период общественного обсуждения с 01.10.2024 года по 01.11.2024 года.
В период общественного обсуждения предложения в отношении указанного проекта программ профилактики не поступали.