На постоянном контроле прокуратуры находятся вопросы ценообразования на продукты питания.
По данным Росстата, на территории Курганской области с 28 августа по 4 сентября 2023 года выше среднего уровня по стране увеличились цены на огурцы свежие (+9,42 %), соль поваренную пищевую (+5,29 %), свинину (+3,37 %), кур охлажденных и мороженных (+3,01%). При этом объективных предпосылок для роста цен на продукты питания выше средних показателей по стране не имеется.
Кроме того, на территории региона продолжается рост цен на дизельное топливо, стоимость которого достигла 61 рубля за литр (ноябрь 2022 года – 54 рубля, январь 2023 года – 58 рублей), что является недопустимым в преддверии уборки зерновых культур.
В этой связи напоминаем лицам, осуществляющим торговлю продуктами питания и топливом, что при наличии признаков нарушения законодательства о защите конкуренции соответствующие материалы направляются в Управление федеральной антимонопольной службы по Курганской области.
В силу ст. 11.1 Федерального закона от 27.06.2007 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются согласованные действия хозяйствующих субъектов-конкурентов, если такие согласованные действия приводят к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок.
Одновременно ст. 11 Закона закреплено, что признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен.
В соответствии со ст. 8 Закона согласованными действиями могут быть признаны действия хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на одном товарном рынке и являющихся конкурентами, при отсутствии соглашения, если такие действия одновременно отвечают следующим критериям:
1) результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов;
2) действия заранее известны каждому из участвующих в них хозяйствующих субъектов в связи с публичным заявлением одного из них о совершении таких действий;
3) действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов, участвующих в согласованных действиях, и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке.
Таким образом, законодательством одновременные действия по повышению цен на реализуемую продукцию (продукты питания) хозяйствующими субъектами, действующими на одном товарном рынке, квалифицируются как картельный сговор.