ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
На постоянном контроле прокуратуры находятся вопросы ценообразования на продукты питания, относящихся к социально значимым продуктам питания.
Поступающая информация свидетельствует о рисках увеличения стоимости сельскохозяйственной продукции в связи с уничтожением в некоторых регионах Центрального и Приволжского федеральных округов из-за майских заморозков посевных площадей пшеницы, кукурузы, свеклы, ягод, яблок и иных культур.
Указанные обстоятельства могут быть использованы участниками товарного рынка, включая производителей и поставщиков, для необоснованного повышения цен на продукты питания.
В сети «Интернет» зафиксированы сообщения о возможном росте летом этого года на 30 % цен на продовольствие, в том числе соки, фруктовые консервы и детское пюре, ввиду произошедшей погодной аномалии.
По данным Росстата, на территории Курганской области с 17 по 24 июня 2024 г. выше среднего уровня по стране увеличились цены на огурцы (+ 23,76%), помидоры (+ 11,34 %), яблоки (+ 2,43 %).
В этой связи необходимо вновь напомнить об ответственности за нарушение ценообразования.
В силу ст. 11.1 Федерального закона от 27.06.2007 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются согласованные действия хозяйствующих субъектов- конкурентов, если такие согласованные действия приводят к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок.
Одновременно ст. 11 Закона закреплено, что признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен.
В соответствии со ст. 8 Закона согласованными действиями могут быть признаны действия хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на одном товарном рынке и являющихся конкурентами, при отсутствии соглашения, если такие действия одновременно отвечают следующим критериям:
- результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов;
- действия заранее известны каждому из участвующих в них хозяйствующих субъектов в связи с публичным заявлением одного из них о совершении таких действий;
- действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов, участвующих в согласованных действиях, и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке.
Таким образом, законодательством одновременные действия по повышению цен на реализуемую продукцию (продукты питания) хозяйствующими субъектами, действующими на одном товарном рынке, квалифицируются как картельный сговор.
За данный вид правонарушения предусмотрена как административная (статьи Кодекса РФ об административных правонарушениях: 14.31. Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке; 14.32. Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координация
экономической деятельности; 14.33. Недобросовестная конкуренция.), так и уголовная ответственность (Статья 178 Уголовного кодекса РФ - Ограничение конкуренции).
Обращаю внимание что помимо запрета антиконкурентных соглашений, действующее законодательство указывает на недопустимость злоупотребления правом, в том числе в целях получения выгоды (ст. 10 Гражданского кодекса РФ).