На территории Куртамышского района в XIX веке находились два училища Министерства Народного Просвещения, церковно-приходские школы и школы грамоты.
Первым было открыто мужское училище в 1843 году по распоряжению Палаты государственных имуществ. Сначала училище было одноклассное, в нем обучалось от 20 до 40 человек. Учителями были до 1867 года лица из местного духовенства. В 1877 году это училище по желанию и ходатайству жителей было преобразовано в мужское двухклассное училище Министерства Народного Просвещения с двумя учителями и одним помощником учителя, с законоучителем. В 1896 году при училище открыли класс ручного труда, в котором в вечернее время желающие обучались столярному мастерству. С 1881 года училище помещалось в двухэтажном деревянном доме.
Кроме мужского, с конца 60-х годов XIX века начало свое существование женское одноклассное училище Министерства Народного Просвещения. Законоучителем в училище был Илья Лукин.
В течение зимы 1893/1894 учебного года существовала еще воскресная школа, главные заботы по устройству и преподаванию в которой несли бывший учитель двухклассного мужского училища А.А.Шретерь и учительница женской школы Мамина А.Р. С отъездом Шретеря из Куртамыша школа замерла и не возобновляла своих занятий в следующем учебном году, т.е. прекратила свое существование.
На рассматриваемой территории, кроме куртамышских, было еще три училища МНП. В селе Каминка училище было открыто в 1872 году, располагалось в здании волостного правления.
Законоучителем служил с 1890 года Павел Комаров, закончивший курс в духовной семинарии. Учитель Николай Шубин работал с того же года.
В 1877 году училище открылось в селе Долговка. Законоучителем с 1880 года состоял Константин Павлов. В 1911 году обучалось 50 мальчиков и 10 девочек.
Третье начальное училище было открыто в селе Становском. Законоучителем состоял Александр Агишев с 1885 года, учителем с 1888 года работал Павлов, окончивший курс в городском училище. Училось в 1911 году 39 мальчиков и 19 девочек.
К 1911 году церковно-приходских двухклассных училищ было три: в селах Косулино, Обанино, Костылево. При отсутствии общественной школы частные школы располагались в домах раскольников. В 1889 году открыта церковно-приходская школа. Школу во второй год ее существования посещало 40 человек. К началу третьего года обучения было закончено строительство здания школы, где спокойно помещалось 60 человек. В числе вновь поступивших было три девочки. Всего за шесть лет в Костылевской церковно-приходской школе обучалось 137 человек.
В ноябре 1887 года священник Д. Неополитанов открыл в с. Косулино церковно-приходскую школу. Благодаря стараниям и влиянию приходского священника набралось до 40 учеников. В качестве учителя был приглашен А.А. Словохотов.
Кроме церковно-приходских школ в деревнях были открыты школы грамоты: в 1892 году в деревне Клоктухино, в 1893 в деревне Вехти, Узково, Сычево, в 1894 году в деревне Белоногово, в 1895 году в Дедковке, деревне Сорокино, в деревне Верхнее, в деревне Жуково, в селе Березовском, деревне Хмелевке, в 1897 году в селе Нижнее, в деревне Малетино 14 февраля и 1 декабря 1898 года в деревне Коновалово.
В 1914 году на сессии Челябинского уездного земства ставился вопрос об открытии в Куртамыше женской прогимназии и высшего начального мужского училища. Прогимназия должна была быть четырехклассной. Из дополнительных предметов предлагалось добавить рисование, т.к. оно способствует развитию эстетических вкусов. Всего должно было быть 9 предметов: Божий закон, русский язык, математика, литература, география, история, естественная история, чистописание, рукоделие, рисование.
В 1919 году в Куртамыше организуется отдел народного образования. Заведующим стал Курмышев Дмитрий Дмитриевич, в штате были только секретарь и уборщица. Инспекторов не было. Дела районо состояли из нескольких распоряжений ГубОНО и местной власти на чайной бумаге, журнала входящих и исходящих бумаг. Денежных документов не было, т.к. зарплату учителя получали от волостных и сельских советов.
В 1920 году весной проходила первая районная учительская конференция. С 1 сентября 1924 года по Куртамышскому району было открыто: 15 ликпунктов, 4 школы по ликвидации неграмотности.
К 1 мая 1925 года было выпущено грамотных 614 человек, из них: крестьян - 488, батраков - 94, рабочих - 32. По отчетной ведомости по Куртамышскому району за 1925-26 учебный год всего было 28 школ и 1554 учащихся.
В 1927-28 учебном году в районе уже было 34 школы I ступени и 1 школа - II ступени.
По паспорту Куртамышского района на 1 января 1933 г. число неграмотных в районе - 2401, охвачено школами ликбеза - 2241, число малограмотных - 2755.
Самым первым жителем Куртамыша, получившим высшее образование, был Яковлев Михаил Михайлович, окончивший Юридический факультет Петроградского университета. Он учился на средства Шадринского купца.
Учительница Александра Ивановича Гридина была первой в Куртамыше, награжденной в 1939 году медалью «За трудовое отличие».
Заведующей методкабинетом РОНО в 1945 году стала Анна Павловна Черникова, которая вернулась с фронта.
За годы советской власти в школах района произошли огромные перемены: в 1963-64 учебном году в районе действовало 9 средних, 27 восьмилетних, 89 начальных школ. Построено 25 новых школьных зданий на 1800 ученических мест.
Трудящиеся района подарили детям «Дом пионеров», где работают различные секции и кружки.
За безупречную работу 2 учителя награждены орденом Ленина - Госькова Анна Григорьевна и Кудрина Александра Алексеевна. Звание «Заслуженный Учитель РСФСР» присвоено: Саващук Ирине Алексеевне, Емельяновой Валентине Николаевне, Конюшихиной Павле Степановне. Орден Трудового Красного Знамени получила Иванова Агния Георгиевна; орден «Знак Почета» - Божко Владимир Яковлевич, зав. РОНО; медаль «За трудовое отличие» - Руголь Клавдия Григорьевна. Значком «Отличник народного образования» были награждены 41 человек.
За годы 9-ой пятилетки (1970-1975 гг.) в основном на средства колхозов и совхозов построено 7 школьных зданий на 2205 мест. В их числе Прорывинская, Трудовская, Песьяновская, Камаганская средние школы. В 1977 году введена в строй Куртамышская средняя школа №1. В первую смену стали заниматься 85,7% учащихся.
Лучше всего в данный период работали педагогические коллективы: Прорывинской средней (директор Иванова Зоя Федоровна, Отличник просвещения СССР); Косулинской средней (Рыжков Леонид Иванович, Отличник народного просвещения).
Типовые интернаты на 140 мест построены совхозами «Первомайский», им. 50-летия СССР для учащихся Песьяновской и Камаганской средних школ.
Вместе с аттестатами о среднем образовании 187 человек в районе получили удостоверение шофера-профессионала, 349 тракториста, 58 шофера-любителя, 20 мастера машинного доения, 25 овощевода.
В районе действовало 26 ученических производственных бригад, одно школьное лесничество, 3 лагеря труда и отдыха, 1 палаточный лагерь «Березка». Большая заслуга в этом Мокеевой Галины Андреевны, инспектора РОНО по трудовому обучению.
Система общественного дошкольного воспитания в 1977 году охватывает 40 детских садов, из них только 26 колхозных и 5 совхозных расположены в типовых зданиях. По району 45,1% детей посещают детские сады, по городу Куртамышу 56,3%.
Воспоминания ветерана педагогического труда, члена областного Совета старейшин при ГлавУО, Заслуженного учителя школы РСФСР Божко Владимира Яковлевича.
Мне, ветерану педагогического труда с большим стажем руководящей работы в органах народного образования, особенно памятны 65-80-е годы, когда воспитанию и образованию молодежи уделялось особое внимание со стороны правительства и местных органов власти. Был осуществлен переход ко всеобщему среднему образованию, получило дальнейшее развитие производственное обучение.
Особенно большое внимание было уделено материальной базе школ, дошкольных учреждений, без которых нельзя было решать вопросы качественного обучения и воспитания детей. Так, например, за семь лет в Куртамышском районе при помощи государства и средств совхозов и колхозов почти на всех центральных усадьбах были построены типовые средние или восьмилетние школы, что позволило многим школам перейти на занятия в одну смену.
Значительно была улучшена материальная база малокомплектных школ. Параллельно со школами велось строительство и переоборудование освобождающихся зданий под школьные интернаты. С каждым годом увеличивалось число детских садов, построенных по типовым проектам.
Учащимся, проживающим в интернатах, была предоставлена возможность пользоваться разнообразными наглядными пособиями, учебниками при подготовке домашнего задания. Улучшилась работа кружков и других внеклассных мероприятий.
Материальная база городских школ Куртамыша улучшилась немного позднее, когда были построены две типовые средние школы. Укрепление материальной базы общеобразовательных учреждений положительно сказалось на учебном процессе. По успеваемости и качеству знаний учащихся Куртамышский район был всегда на хорошем счету в областном отделе народного образования, который возглавлял Д.И.Уваров - умелый руководитель и педагог.
Я далек от мысли, что все положительное, особенно в постановке учебно-воспитательной работы, - заслуга лишь районного отдела народного образования. Но и по истечении многих лет я по-прежнему благодарен сотрудникам, с которыми проработал много лет. При этом особенно хочется отметить инспекторов: Раеву Ф.П., Амбарову Г.А., заведующую методическим кабинетом Тельминову Н.С. и многих других. Благодаря их умению постоянно держать связь с педагогическими коллективами школ района мы имели неплохие результаты.
Наибольших успехов добивались те школы, где во главе стояли опытные директора и слаженно работал весь коллектив. Можно привести много примеров, но в первую очередь назову Кузнецову Зою Геннадьевну - директора Каминской средней школы, затем Иванову Зою Федоровну - директора Прорывинской средней школы, Рыжкова Леонида Ивановича - директора Косулинской средней школы, Мещерякову Руфину Афанасьевну - директора Обанинской восьмилетней школы, Емельянову Валентину Николаевну - завуча Березовской средней школы, Ваганову Анну Александровну - завуча Нижневской средней школы. Их можно еще заслуженно назвать учителями учителей. Эти школы, как правило, имели высокую успеваемость и качество знаний учащихся.
Остались добрые воспоминания о Максимовой Тамаре Серафимовне, Фроловой Елене Доновне, Кузнецовой Нине Сергеевне и о многих других.
С переходом на новые программы и трехлетний срок обучения в начальных классах в районе было взято за правило, что все учителя малокомплектных школ являлись членами педагогических советов средних и восьмилетних школ. Периодически в малокомплектные школы выезжали учителя-предметники для оказания практической помощи. Как результат, из года в год становилось все меньше нареканий в адрес малокомплектных школ на слабые знания учащихся.
Из поля зрения школ не уходили и старшие группы детсадов. Учителя укомплектованные на первые классы, заранее знакомились с будущими учениками.
Для отдела народного образования после окончания учебного года наступала не менее ответственная пора - летний отдых учащихся, работа производственных бригад, подготовка школ к новому учебному году, К 15 августа комиссией районо проверялись все школы на подготовленность к новому учебному году. Особенно большое внимание обращалось на интернаты и школьные столовые. Все выявленные недостатки устранялись к началу учебного года.
Своевременно проводился учет детей школьного возраста, так как выполнение закона о всеобуче было всегда в центре внимания районо и педагогических коллективов. Оказывалась постоянно материальная помощь многодетным и малообеспеченным семьям в приобретении одежды, обуви, школьных принадлежностей из фонда всеобуча и других источников. Учащиеся, не посещающие школу по состоянию здоровья, обучались на дому. На начало года все школы были укомплектованы педагогическими кадрами.
Торжественно проходили мероприятия - посвящения молодых учителей. Каждому вручался памятный подарок и приветственный адрес, в котором говорилось о педагогических традициях школ нашего района, давались добрые советы и пожелания.
Выше уже подчеркивалась мысль о том, насколько зависит учебный процесс от слаженной работы педколлективов и районо. Началом этой работы было августовское совещание учителей. Много лет прошло с тех пор, но я до сих пор помню, с каким волнением я выходил на трибуну к педагогам всего района с докладом об итогах минувшего года и постановке задач на новый учебный год. Обмен опытом, хороший настрой учителей на таком представительном совете положительно сказывался на всей постановке учебно- воспитательной работы школ района.
Воспоминания Севастьяновой Галины Павловны, заведующей
Куртамышским РОНО с 1974 г. по 1983 г.
Для района 80 лет - это, наверное, небольшой отрезок времени. А для человека и половина этого времени - очень много. Вот и у меня больше 40 лет связаны с Куртамышским районом: здесь я родилась, училась, набиралась жизненного опыта.
Моей первой учительницей была Кондрашова Валентина Кузьминична. По всей вероятности, сейчас мало найдется людей в Куртамыше, кто ее знал и помнит до сих пор. Это была очень молодая и очень красивая учительница. Именно она дала нам, своим ученикам, основы знаний, привила навыки аккуратности и прилежности во всем. В начале 50-х годов она уехала за пределы области, и больше мы о ней ничего не слышали. Учились мы в Куртамышской начальной школе № 3.
Затем была Куртамышская средняя школа. Невозможно перечислить всех учителей, кто на всю жизнь оставил след в наших душах. И все-таки хочется назвать тех из них, кто особенно повлиял на мой выбор дальнейшего жизненного пути. Это - учительница математики и классный руководитель в старших классах Сумская Зоя Степановна, учитель физики Михляев Василий Александрович, химии - Исаева Лидия Георгиевна.
Спустя 5 лет судьба вновь привела меня в Куртамышскую среднюю школу, но уже учителем химии и физики после окончания Курганского государственного педагогического института. Как и у любого начинающего специалиста, первые шаги в учительскую профессию очень тяжелы. Но всегда приходили на помощь мои школьные учителя, а также коллеги по работе: Селяхина Кира Степановна, Лескова Людмила Петровна, Прувли Ольга Эриховна, Ряховская Лидия Матвеевна и многие, многие другие.
В 1970 году моя трудовая биография круто изменилась, из школы меня перевели в районный отдел народного образования. Сначала была деятельность в качестве инспектора школ. Вместе с опытными инспекторами-стажистами Раевой Фаиной Павловной, Менщиковым Михаилом Даниловичем выезжали на фронтальные проверки школ. Не реже одного раза в пять лет проводились областные фронтальные проверки, во время которых досконально проверялась деятельность районного отдела народного образования и каждого инспектора. Такие проверки были большим стимулом в работе, к ним серьезно готовились, глубоко анализировали их результаты, а, главное, принимали исчерпывающие меры по устранению выявленных недостатков.
В течение трех лет мне пришлось быть председателем райкома профсоюза работников просвещения. Главными направлениями профсоюзной работы в те годы были организация соревнования между коллективами школ и детских садов, художественной самодеятельности, отдыха членов коллективов и их детей. Коллективы соревнующихся образовательных учреждений часто бывали друг у друга, обменивались опытом работы. Ежегодно подводились итоги районного соревнования, награждались победители.
Всегда заметными событиями в культурной жизни района были смотры художественной самодеятельности. После напряженного рабочего дня педагоги самозабвенно пели:
Может в сердце боль или тревога,
Может, не везет пока в любви,
Все равно у школьного порога
Оставляй все горести свои!
У работников просвещения вечными соперниками были медицинские работники. Жюри районного смотра пальму первенства отдавало то одним, то другим.
Заведующим районо в начале семидесятых годов был Божко Владимир Яковлевич. Сильный руководитель, умелый организатор, он и меня многому научил. И именно он рекомендовал меня в 1974 году на должность заведующего районо, когда его перевели на партийную работу.
Без взаимопонимания, без помощи и поддержки и не только коллег, но и руководителей районных партийных и советских органов невозможно было бы добиться каких-либо результатов.
Районный отдел народного образования - это был коллектив единомышленников, грамотных, опытных, настоящих профессионалов: инспектора Фролова Елена Доновна, Колебина Валентина Федоровна, Мокеева Галина Андреевна, Мозговая Тамара Федоровна, главный бухгалтер Харина Полина Тимофеевна, экономист Лазарева Степанида Харитоновна.
Среди руководителей школ, детских дошкольных учреждений было много опытных, преданных своему делу педагогов: Кузнецова Зоя Геннадьевна, Иванова Зоя Федоровна, Емельянова Валентина Николаевна, Кузнецова Нина Сергеевна, Мещерякова Руфина Афонасьевна, Ваганова Анна Александровна, Руткис Лидия Сергеевна - это только некоторые из них. Благодаря их самоотверженному труду район занимал заметное место в области. В районе часто проводились областные семинары, и деятельность педагогических коллективов школ и детских садов получала высокую оценку присутствующих.
70-е годы. Это были годы бурного строительства школ и дошкольных учреждений. В эти годы были построены Куртамышская, Камаганская, Долговская средние, Обанинская, Ярковская, Закоуловская, Жуковская, Березовская, Пепелинская восьмилетние школы. Как правило, торжественное открытие большинства школьных зданий совпадало с началом нового учебного года. И надо было видеть счастливые лица учителей, учащихся и их родителей, присутствовавших на торжественной линейке, посвященной открытию новой школы, осматривавших новое оборудование и учебно-наглядные пособия.
В те годы в г.Куртамыше была большая проблема с устройством детей в дошкольные учреждения. В районном отделе народного образования постоянно было свыше 800 неудовлетворенных заявлений родителей, группы в детских садах были переполнены. В связи с этим руководство района изыскивало любую возможность, чтобы как-то решить эту проблему: реконструировали существующие детские сады, переоборудовали освобождающиеся здания. Именно в те годы были открыты дошкольные учреждения в зданиях, освободившихся после перемещения сельскохозяйственного техникума и профучилища. С вводом в эксплуатацию этих дошкольных учреждений острота проблемы была снята.
Большое внимание уделялось трудовому обучению и воспитанию школьников. В школах работали ученические производственные бригады и школьные лесничества, в летнее время в большинстве школ действовали лагеря труда и отдыха. Ежегодно проводились районные конкурсы юных трактористов и юных мастеров машинного доения коров, в которых принимали участие и девочки, и мальчики.
Трудно переоценить роль Дома пионеров и школьников. Много лет его возглавляла Кучина Мария Михеевна. Любой подросток мог там найти занятие по душе: хореография и шахматы, туризм и краеведение, кройка и шитье и многое, многое другое. В разное время там работали настоящие энтузиасты своего дела: Соловьева Тамара Григорьевна, Соловьев Геннадий Павлович, Обухова Любовь Серафимовна, Сидоров Михаил Никонович.
Дом пионеров и школьников был главным организатором проведения массовых районных мероприятий, ежегодно проводились смотры детской художественной самодеятельности, туристические слеты, слеты юных инспекторов дорожного движения, слеты ученических производственных бригад.
За работу в Куртамышком районе я получила свою первую награду Отличник народного просвещения. И хотя потом меня наградили орденом «Знак Почета», присвоили звание Заслуженного учителя школы Российской Федерации, значок Отличника мне по-особому дорог.
В Куртамыше я нашла и свое семейное счастье, здесь родились мои дети. Дочь-кандидат педагогических наук, два высших образования получил сын. Я - счастливая бабушка, у меня одна внучка и четыре внука.
И за все, что я имею, чего достигла, низкий поклон земле моих корней - Куртамышскому району.